Как правильно выбрать театральную школу для ребенка?
Эта статья адресована родителям детей, увлекающихся театральным и эстрадным искусством.
  • Как грамотно выбрать школу (студию)?
  • На что ориентироваться, как оценить качество программы и педагогов, потенциал самой школы?
  • Как оценить целесообразность финансовых вложений?
И дело не только в адекватной стоимости за обучение. Вас коварно поджидают еще дополнительные расходы – ведь некоторые школы злоупотребляют доп. сборами на костюмы, подготовку и участие в выступлениях. И калькуляцией этих сборов родителей неожиданно ставят перед фактом, когда процесс обучения уже идет. И размеры этих незапланированных «поборов» иногда превышают стоимость обучения.

Итак, как же не ошибиться и грамотно выбрать театральную школу?
Прежде всего, обратим внимание на ключевое слово «выбрать». Т.е. пристроить ребенка в местный театральный кружок или филиал сетевой студии по принципу «рядом с домом» - ответственным и осознанным выбором не является. Это не выбор, а самый простой путь: и родителям «не напрягаться», и ребенок занят чем-то полезным и интересным. Проблема в том, что «чем-то…»!
Но если стоит цель и задача поступить в качественную студию, чтобы ребенок творчески рос и развивался, с перспективами выхода на сцену, то к выбору театральной студии стоит подходить осознанно.
Да, не все дети, которые сейчас грезят сценой, станут профессиональными артистами. Но если уж ребенок тяготеет к творческим занятиям – то пусть это будет качественная школа/студия, которая воспитает в ребенке артистичность, вкус и чувство прекрасного, умение держаться на публике и производить впечатление. Кем бы ни стал и чем бы ни занимался во взрослой жизни юный артист – эти навыки останутся на всю жизнь.
Истина, проверенная временем, гласит: Хороший продукт не может быть массовым. Хороший продукт всегда только штучный. И всегда сопряжен с некоторыми усилиями.
И первое, к чему должны быть готовы родители малышей и дети подросткового возраста – это ездить. Ездить, возможно, на другой конец города. На занятия, на выступления.
Каких типов бывают школы/студии?
I. «Сетевые школы».

В Москве и крупных городах есть некоторое количество «сетевых» школ. Этакий конвейер, имеющий филиалы в каждом спальном районе. Плюсы и минусы «Сетевых школ»:
Плюсы:
  • удобное расположение, можно выбрать ближайший филиал к дому;
  • централизованные отчетно-показательные выступления учащихся в спектаклях, на концертах.
Минусы:
  • молодые малоопытные преподаватели (актеры, вокалисты, хореографы), набранные из числа вчерашних студентов.
Это основополагающий минус, присущий «сетевым школам»: филиалов много, нужно много педагогов, которых набирают массово. В итоге и группа, в которой занимается ребенок, может быть малочисленной, но сама структура школы массовая, громоздкая. Педагоги долго не задерживаются, увольняются посреди учебного процесса, приходят новые. Каждый конкретный ребенок как будто потерян, никто им индивидуально не занимается, не выявляет и не развивает его таланты.
II. Школа при театре или театральном училище.

Плюсы:
  • Педагоги профессиональные, зрелые
  • Практика выступлений на подшефной театральной сцене
  • Бесплатный реквизит (костюмы), обычно нет доп. сборов за аренду площадки для практических выступлений
  • Целенаправленная подготовка к поступлению в театральное учебное заведение (училище, институт)
Минусы:
  • Слишком специализированное и узконаправленное обучение, излишняя академичность. Акцент на актерское мастерство и сценическую речь, но при этом дефицит обучения вокалу, хореографии. Т.е. все академическое прорабатывается хорошо, а эстрадно-джазовое / мюзикловое остается «за бортом».
  • Обучение предназначено в основном для старшеклассников (от 14 лет). А детям среднего возраста и, особенно, малышам – школы данного типа не подходят.
III. Несетевые частные театральные студии.

Делятся на 2 вида: а) «именитые» и б) нормальные.

а) «Именитые» работают под эгидой какой-то известной личности, заслуженного артиста. При этом «заслуженная личность» зачастую выполняет роль свадебного генерала, художественного руководителя. Стоимость обучения при этом высокая, но сама «звезда» непосредственно с детьми работает крайне мало (или не работает совсем). А основную работу выполняют те же самые нанятые педагоги, молодые и «жадные до любой работы».
Минус данных «звездных» школ состоит в том, что «звезда» монетизирует свое имя, из-за чего стоимость обучения завышена. Но качество при этом обычное.
Всегда уточняйте, сколько часов в месяц сама «звезда» непосредственно ведет занятия с детьми по своему учебному предмету. И ведет ли вообще?

б) нормальные «добротные» школы обычно основаны не именитыми «заслуженными» звездами, а просто крепкими профессионалами: режиссерами, актерами. Звезд с неба не хватают, цены не задирают, а просто хорошо, с душой и вовлеченностью, делают свою работу. Вернее - реализуют свое призвание.
Плюсы:
  • Адекватная стоимость.
  • Руководитель школы (профессионал) сам ведет занятия по своей дисциплине, и нанимает педагогов по другим дисциплинам себе под стать – увлеченных, профессиональных.
  • Такая частная школа – это тот самый штучный, немассовый продукт. Небольшое количество учеников – залог внимательного отношения к каждому ребенку.
Минусы:
  • к сожалению, в эстрадно-театральной среде многое решают связи руководителя школы. Сможет ли он обеспечить ученикам перспективы выхода на сцену, практический опыт реальных выступлений? Программа обучения может быть действительно качественной, но так и остаться в пределах стен школы…
Выводы:
1. Учебная программа – должна быть комплексная.
Хорошо: актерка, вокал, хореография, сценическое движение и речь.
Плохо: упор на академичность, отсутствует вокал и современная хореография (так как этого требуют современные тенденции)

2. Педагоги должны быть зрелыми и профессиональными, а не вчерашними студентами

3. Работа с детьми не поставлена на поток, группы должны быть небольшими. Чтобы каждый ребенок получал индивидуальное внимание педагога.

4. У руководителя школы должны быть связи или возможности организовать практические выступления учеников на профессиональной сцене в полноценных коммерческих спектаклях/концертах.
(самодеятельные отчетные концерты - «капустники для родителей» такой практикой не являются).
Какая же детская театральная школа сочетает в себе лучшие качества?
Обратите внимание на Детскую Школу Эстрадно-Театрального Искусства в Центральном Доме Актера (ЦДА) на Арбате. Школа относится к Центру Мультижанрового Искусства (театральная школа + продюсерский центр + концертная деятельность), который работает в тесном сотрудничестве с Московским Детским Театром Эстрады.

Данная школа обладает следующими преимуществами:
1) Очень демократичные цены. Например, на 2023-24 учебный год стоимость обучения составляет 7500 руб в месяц (график: 2 занятия в неделю по 1,5 часа).
При этом полностью отсутствуют дополнительные сборы («поборы») за концертные костюмы, реквизит, аренду профессиональной сцены, звук, свет и пр. Все это предоставляется партнером – Детским Театром Эстрады бесплатно.
2) Широкий, полноценный спектр учебных дисциплин:
- Актерское мастерство
- Вокальное мастерство
- Музыкальная пластика
- Сценическое движение
- Сценическая речь
Для каждого предмета – свой профильный педагог.
3) Руководители школы (и ведущие педагоги):
Роман Коваль – актер театра и кино, режиссер-педагог. Поставил музыкальный спектакль на сцене МДТЭ, в котором ученики проходят сценическую практику.
Преподает актерское мастерство, сценические дисциплины.

Константин Сташков – актер, педагог. Музыкальный руководитель, поставил несколько «взрослых» мюзиклов ("Черномор", "Поймай меня, если сможешь"). Преподает актерское мастерство, сценические дисциплины.
А также другие профессиональные педагоги (хореография, вокал).

Возраст педагогов школы 35-45 лет, большой опыт работы с детьми, стаж преподавания в МДТЭ.

Приглашенные "звезды" - проводят в Школе дополнительные (сверх программы) мастер-классы БЕСПЛАТНО, потому что они друзья Школы:
Феликс Царикати, Александр Песков, Эдуард Радзюкевич, Игорь Наджиев.
4) Возраст учеников школы от 5 до 17 лет, занятия в группах по возрасту:
Младшая группа (5-8 лет),
Средняя группа (9-11 лет),
Старшая группа (12-15 лет).

Группы малочисленные: 12 - 15 человек.
5) Ученики ежемесячно получают сценическую практику - играют в полноценных спектаклях на ведущих площадках. Причем в эти спектакли интегрированы взрослые профессиональные актеры.
Сцена Московского Детского Театра Эстрады,
Сцена Арт-кафе театра Вахтангова,
Сцена Центральной детской библиотеки,
Сцена в Центральном Доме Актера.

Например, в собственном спектакле ЦМИ «Малыш и Карлсон» задействована детско-юношеская труппа из 40 актеров (роли второго плана, танцевальные номера).

Т.е. каждый вновь поступивший ученик имеет возможность выступить на профессиональной сцене в серьезном коммерческом спектакле уже через пару месяцев обучения.
6) Школа располагается в Центральном Доме Актера на Арбате - в колыбели театрального искусства России.
Центральный Дом Актера на Арбате – это:
  • Сильнейшая мотивация для учеников, символ сопричастности к театральной сфере «с младых ногтей»,
  • Повод для гордости родителей. Ребенок занимается не где-нибудь, а в Центральном Доме Актера,
  • Утешение и бонус для тех, кому приходится далеко ездить на занятия. Ездить не куда-нибудь, а в Центральный Дом Актера!
  • Гарантия качества: кому попало в ЦДА помещения под театральную школу не выделяют.
В настоящее время Школа ведет набор учеников 5-15 лет.
Приглашает на бесплатное пробное занятие (открытый урок) 04 сентября 2023 года.
Посетите сайт школы, где представлена подробная информация, фото-видео галереи, информация о педагогах и программе. На сайте школы можно зарегистрироваться на пробный урок.

P. S. Фото учеников Школы на знаменитой внутренней лестнице Центрального Дома Актера.
Символизирует движение юных артистов к вершинам театрального искусства!
Made on
Tilda