Как подготовить с дошкольниками музыкальный спектакль
Годунова Елена Вадимовна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Детско-юношеский центр «АРС»
Костромская область, г. Кострома

Аннотация
Настоящие рекомендации составлены на основе опыта работы по музыкальному воспитанию дошкольников, разработки и реализации авторской образовательной программы «Я слышу мир», обобщении опыта работы по разработке сценариев детских праздников, постановке музыкальных спектаклей.
В рекомендациях кратко раскрыты теоретические основы организации музыкальной деятельности ребенка-дошкольника. Главное внимание уделено технологии подготовки с детьми музыкального спектакля: от выбора произведения до исполнения перед зрителями.
Рекомендации адресованы музыкальным руководителям.

Методические рекомендации
Как подготовить с дошкольниками музыкальный спектакль
Данные методические рекомендации из опыта работы педагога, реализующего дополнительную образовательную программу по музыке «Я слышу мир», основываются на следующих теоретических положениях.
1. Теория Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребенка, согласно которой признается главенствующая роль деятельности для развития ребенка.
2. Теория Б.М. Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей. Б.М. Теплов определяет музыкальность, как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности. Он утверждает, что у всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Задача педагога правильно определить пути ее развития.
Современные подходы к воспитанию и развитию ребенка-дошкольника на музыкальных занятиях разнообразны и предполагают, прежде всего, его активную практическую деятельность. Рекомендаций по постановке спектаклей существует в методической литературе достаточно, однако в данной работе речь пойдет не о праздничных, красивых, отточенных «нарядных» спектаклях, а о тех, которые являются частью постоянной работы музыкального руководителя и охватывают всех детей.

Постановка музыкального спектакля с детьми — дело непростое и требует хорошей подготовки самого педагога. Это гораздо сложнее, чем подготовка какого-либо праздника или досуга. Однако полученные результаты с лихвой оправдывают все трудности подготовки, так как в отличие от других форм, музыкальный спектакль дает и детям и педагогу возможность получать удовольствие и радость не только в результате работы, но и в процессе подготовки. Во многом это связано с тем, что для постановки спектакля мы выбираем какую-либо сказку.
Музыкальная сказка — это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, содержание и смысл которых усиливаются музыкальным сопровождением. Первые представления о мире, о его обитателях, о взаимоотношениях людей, о Добре и Зле — всё это из сказок. Слушая сказки, дети воображают себя Героями, Победителями, Принцессами. Они мечтают о том, какими умными, справедливыми, удачливыми, красивыми и счастливыми они будут, когда вырастут. Для ребенка-дошкольника исполнение роли в музыкальной сказке — это Чудо, сделанное своими руками.

Этапы работы над постановкой сказки

В подготовке постановки все этапы и виды деятельности играют важную роль, так как в процессе этой работы мы развиваем речь ребенка, его познавательную активность, обогащаем опыт коммуникативных навыков. В процессе репетиций и постановки происходит интенсивное эмоциональное развитие ребенка, так как яркая образная сказочная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться. Сказка помогает ребенку научиться воспринимать музыку.

Из опыта постановки музыкальных спектаклей-сказок, музыкальных детских опер с дошкольниками (я ставлю сказку-спектакль каждый год) можно предложить следующую последовательность этапов подготовки.
I. Предварительный этап:
1. Выбор музыкальной сказки.
2. Знакомство детей со сказкой.
3. Распределение ролей.
II. Подготовительный этап:
1. Разучивание сказки.
2. Подбор и создание костюмов и декораций.
3. Подготовка фонограммы (если есть необходимость).
III. Заключительный этап:
1. Спектакли для детей и педагогов.
2. Спектакли для родителей.
3. Спектакли для детей младшего возраста.

Выбор музыкальной сказки

В специальных изданиях, в периодике можно найти немало детских музыкальных произведений. Чтобы выбрать сказку для детского исполнения необходимо учитывать следующие факторы:
1. Выбор сюжета — простая, понятная для детей, интересная история, знакомая народная сказка или литературное произведение (например, «Муха-Цокотуха» муз. М. Красева, «Гуси-лебеди» муз. С.Бодренкова).
2. Выбор музыки — мелодичная, выразительная, яркая. Вокальные партии и хоры в удобном для детей регистре, имеющие не слишком широкий диапазон, технически доступные для исполнения, легко запоминающиеся (например, в опере М. Красева «Теремок» все вокальные партии положительных героев построены на одной и той же мелодии).
3. Выбор текста сказки — как в стихах, так и в прозе. Особенно внимательно следует отнестись к стихотворным текстам. Важно, чтобы это были литературно грамотные, образные, легкие для произношения и запоминания стихи. Хорошо, если это будут стихи известных детских поэтов (например, «Кошкин дом» С. Маршака, «Муха-Цокотуха» К.Чуковского), а не монотонные, тусклые «складушки», сочиненные безвестными старателями.
4. И, наконец, самое главное — уровень сложности музыкальной сказки должен соответствовать уровню музыкального и речевого развития детей.

Знакомство со сказкой

Это очень важный и интересный этап: можно заранее заинтриговать детей, пообещав скорую встречу со сказкой. Они с нетерпением будут ждать этого занятия.
Знакомить детей с выбранной сказкой можно следующим образом:
— исполнить всю сказку целиком выразительно и ярко, если она не очень длинная (например, сказка «Ваня и Маша» муз. Н. Френкель);
— увлекательно пересказать всю сказочную историю своими словами, проиллюстрировать её музыкальными номерами, передающими содержание сказки и характеры героев,
Предваряя знакомство со сказкой, можно предложить детям подумать, какой персонаж им ближе, «по душе», чтобы во время прослушивания они могли «примерить на себя» несколько ролей, выбрать наиболее привлекательную. Задача педагога — сделать исполнение настолько ярким, интересным, чтобы у детей появилось желание в этом участвовать, поиграть в это.

Распределение ролей

Роли в спектакле получают все дети и каждый получает возможность свою роль сыграть на зрителях.
Как правило, роли главных героев — самые объемные по содержанию, сложные в вокальном отношении, разнообразные по эмоциональной окрашенности. Эти роли желательно предлагать детям, обладающим развитыми музыкальным слухом и чувством ритма, достаточным певческим диапазоном, хорошей памятью, выразительной речью, артистическими способностями и желанием выступать. Главные действующие лица играют с начала до конца сказки, что нелегко, даже при наличии всех талантов.

Необходимо принимать во внимание желание ребёнка сыграть главную роль. Если у него есть хоть малейший шанс справиться с этой задачей, нужно пойти ему навстречу и приступить к работе над понравившейся ролью. Случается, что в процессе подготовки сказки дети сами понимают, что переоценили свои силы. В этой ситуации они иногда легко, а иногда и с сожалением, расстаются с мечтой. Но, к счастью, бывает и обратное: для того, чтобы стать «артистом», выступать, ребенок включает все свои внутренние резервы, прилагает очень большое старание, делает над собой усилие и не только овладевает ролью, но и с помощью этого решает многие личностные проблемы.

Из опыта работы можно порекомендовать педагогу каждую главную роль разучивать с несколькими детьми.

Герои второго плана обычно появляются в какой-то части спектакля и действуют непродолжительное время. Эти роли дети выбирают себе сами. Если ребенок сомневается, педагог может помочь ему с выбором, принимая во внимание характер, темперамент ребенка, его способности и особенности.

В процессе работы над сказкой у некоторых детей появляется желание сыграть еще какого-то персонажа. В таком случае ребенок может освоить еще одну роль.

Особого внимания требует подготовка отрицательных персонажей. Дошкольникам бывает сложно отделить роль от личности: «Раз играешь злодея, значит сам такой». Не всем хочется «превращаться» в Бабу Ягу, Паука или жадного Медведя. Предлагая эти роли, важно дать понять детям, что данные персонажи имеют очень большое значение, что без этих героев сказка не состоится. В некоторых сказках дети могут учить сразу две роли (например, в сказке-опере «Муха-Цокотуха» роли героя-Комара и злодея-Паука) и играть их по очереди.
В массовых сценах, хорах участвуют все дети — и главные герои, и герои второго плана.
В результате такой подготовки формируется 3-5 составов участников сказки. «Артисты», не занятые в своей роли на данном (сегодняшнем) представлении, могут участвовать в массовых сценах.

Подобный подход позволяет каждому ребенку участвовать в спектакле в том или ином качестве несколько раз. За счет этого успешно решается и проблема взаимозаменяемости.

Работа над сказкой

Работа над сказкой (разучивание сказки) происходит на индивидуальных, фронтальных и тематических занятиях.
На индивидуальных занятиях дети разучивают сольные партии, дуэты. Все диалоги на начальном этапе каждый ребенок разучивает с педагогом, исполняющим роль партнера. Когда ребёнок в основном запомнил свою роль, он начинает взаимодействовать с другим персонажем-ребенком.

В этот же период на групповых фронтальных занятиях часть времени отдается для разучивания хоров, танцев, массовых сцен.
Таким образом, музыкальная сказка готовится фрагментарно с нескольких точек.
Когда выучены все главные партии, дуэты, монологи, хоры, танцы, вокальные номера, диалоги, и дети уверенно владеют музыкальными партиями и текстом, наступает пора построения сцен.
На этом этапе самой удобной формой работы являются тематические занятия, полностью посвященные созданию сказки.

Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Группы формируются из детей, играющих главные роли, участвующих в какой-то одной или двух сценах и т. д. Фрагменты сказки постепенно укрупняются.

На занятиях ребенок учится взаимодействовать не с другим ребенком, а с персонажем. Если отсутствует постоянный исполнитель роли, его может заменить ребенок-доброволец или педагог.

На данных занятиях с целью развития ассоциативного мышления, развития фантазии, воображения можно использовать различные игры. Например, Радынова О.П. рекомендует в процессе подготовки спектакля использовать такие игры как: «Найди пару», «Волшебный платок», «Маска, я тебя знаю» и др.[1]

Целиком сказка складывается, когда дети чувствуют себя уверенно во всех сценах. Проиграть ее на занятии от начала до конца очень важно для каждого артиста. Детям это необходимо для того, чтобы знать, где и в какой момент нужно что-то делать, рассчитать свои силы — физические и эмоциональные.

Длится детский спектакль от 10 до 35 минут.

Показ сказки

«Жизнь» музыкальной сказки примерно 2 недели (5-7 выступлений). В практике постановки спектаклей в нашей «Малышкиной школе» первое выступление носит характер генеральной репетиции. В роли зрителей на первом показе выступают педагоги и дети.
В последующих спектаклях зрители — родители, дети других возрастных групп, гости «Малышкиной школы».
Во время выступления кто-то преодолевает свой страх, кто-то волнуется, кто-то просто не верит в то, что у него всё получится и относится к свершившемуся, как к Чуду. А для кого-то участие в спектакле — возможность выделиться, отличиться.
Перед детьми младших групп выступают наиболее уверенные артисты. Это самые ответственные представления.
В заключительном спектакле дети могут поменяться ролями, без дополнительной подготовки сыграть тех персонажей, в роли которых выступить не удалось, но очень хотелось.
Оформление спектакля

Костюмы

Учитывая, что в спектакле участвуют все дети, при создании костюмов важно придерживаться следующих принципов: простота, лёгкость, удобство, соответствие образу. В практике нашей работы предпочтение отдается атрибутам и дополнениям к обычной одежде ребенка. Очень редко используется полный костюм. Чаще всего используются: фартуки, передники, пелеринки, платочки, косынки, шляпки, нагрудники, хвостики, ушки, рожки и т.п. Например, в сказке «Гуси-лебеди», где много действующих лиц, Подружек играли девочки, исполняющие в этом спектакле роли Печки, Речки, Яблони, Мышки и Сказочницы. Им достаточно было снять с себя деталь, характеризующую персонаж (у Печки — передник, у Речки и Яблони — палантины, у Мышки — хвостик и передник), чтобы «превратиться» в Подружек. Этот прием позволил не перегружать спектакль участниками.

Декорации
Декорации задают общую атмосферу спектакля, «превращают» привычный зал в «сказочное пространство».
Основные принципы при выборе: безопасность, мобильность, условность, выразительность. При замене отдельных элементов декорации могут использоваться в разных музыкальных сказках. Например, Пряничный домик легко превращается в Муравейник, Теремок, Кошкин дом.

Музыкальное оформление
Фонограмма это очень важное дополнение к оформлению спектакля. Использование пения птиц, шума ветра и дождя, журчания ручья и других звуков природы, а также классической и народной музыки делают спектакль более ярким и выразительным.
Таковы основные этапы работы педагога по подготовке и постановке музыкального спектакля с детьми-дошкольниками. Если эту работу педагог планирует проводить постоянно, а не от случая к случаю, следует определить и закрепить этот вид деятельности в образовательной программе. Из нашего опыта работы можно сделать вывод, что постановка спектакля — главное «музыкальное событие» года. Очередной спектакль ждут с нетерпением и педагоги, и родители, и дети.
Мониторинг результатов усвоения образовательной программы и другие диагностические исследования, проводимые в «Малышкиной школе» показывают, что музыкальные занятия, музыкальные развлечения и праздники, постановка музыкальных спектаклей оказывают положительное воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их музыкальных и творческих способностей (Приложение 1). А мир музыкальной сказки является прекрасным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования основ музыкальной культуры.

Список литературы
  1. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников/под. ред. О.П. Радыновой — М.: Просвещение: Владос, 1994 — 184 с.
  2. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей детского сада / под. Ред. О.П. Радыновой — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994 — 223с.
  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2т. — М., 1985 — т.1.
  4. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина. М.: Издательский центр «Академия», 2002 — 256с.
Made on
Tilda