Как поставить спектакль в детском саду
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №90 города Тюмени

Презентацию подготовила:
Музыкальный руководитель
Жданко Надежда Павловна

Когда дети с раннего возраста участвуют в небольших сценических постановках, это положительно влияет на их развитие.
Вы готовы выступить в роли режиссёра спектакля в детском саду?
Самое главное – грамотно выбрать репертуар.
Не стоит «замахиваться» на пьесы со сложной драматургией.
В основу постановки может лечь небольшое произведение, любой простой и известный сказочный сюжет.
Ещё лучше, если это будет музыкальная сказка. Благодаря музыкальному оформлению спектакль только выиграет. Дети научатся слушать музыку и воспроизводить текст, тренируя навыки мелодекламации в процессе пения.
Предлагаю рассмотреть все этапы подготовки театрального действа на примере музыкального спектакля Т.Е. Суворовой «Колобок» по мотивам русской народной сказки.

Этапы подготовки театрального действа.
  • 1. Знакомство с музыкальной драматургией произведения
Познакомьте участников театрального действа с музыкальным и поэтическим текстами произведения. Этот процесс можно ускорить, если прочитать детям поэтический текст как обычную сказку.
  • 2. Составление «Событийного ряда» произведения
Событийный ряд – это набор ключевых событий литературного произведения, которые определяют вектор развития драматургии всего спектакля.
Приведём пример составления «Событийного ряда» музыкального спектакля Т.Е. Суворовой «Колобок».

«Хвастун Колобок и танцующая Лиса».
  • Действующие лица: Ведущая, Дед, Бабка, Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса.
  • Исходное событие – решение Деда и Бабки испечь Колобок.
  • Событие 1. Создание Колобка.
  • Событие 2. Колобок испёкся!
  • Событие 3. Колобок убежал в лес.
  • Событие 4. Предостережение Деда и Бабки Колобку («В лесу живёт хитрая Лиса!»).
  • Событие 5. Встреча Колобка с Зайцем.
  • Событие 6. Предостережение Зайца Колобку («В лесу живёт хитрая Лиса!»)
  • Событие 7. Встреча Колобка с Волком.
  • Событие 8. Игра Колобка с Волком.
  • Событие 9. Встреча Колобка с Медведем.
  • Событие 10. Предостережение Медведя Колобку («В лесу живёт хитрая Лиса!»).
  • Событие 11. Встреча Колобка с Лисой.
  • Событие 12. Просьба Лисы к Колобку спеть песенку.
  • Событие 13. Хитрость Лисы (она готовится съесть Колобка).
  • Событие 14. Появление Деда с Бабкой.
  • Событие 15. Спасение Колобка.

3. Создание эскизов костюмов персонажей к спектаклю
Выберите художественный стиль, в котором будут решены сценические костюмы участников театрального действа. Нарисуйте эскизы костюмов или найдите подходящие изображения в интернете.
Подойдите творчески к решению данной задачи, предложите детям изобразить на бумаге персонажей сказки. Рисунки используйте для организации выставки, посвящённой спектаклю.

4. Составление «Постановочного плана» спектакля
В «Постановочный план» спектакля входит перечень декораций, костюмов, театрального реквизита, характеризующих атмосферу времени и действия вокруг персонажей, а также их внешний облик.
От грамотно составленного перечня зависит успех постановки. Чтобы упростить процесс поиска реквизита и необходимых костюмов для спектакля, обратитесь за помощью к инициативной группе родителей.

5. Организация репетиционного процесса
Репетиционный процесс представляет собой читку драматического текста роли, постановку танцевальных и песенных номеров.
  • Определите по 2–3 ребёнка на одну роль. Таким образом, можно будет провести несколько спектаклей с различными актёрскими составами. Начинающие артисты смогут видеть игру своих сверстников, учиться на их ошибках или удачах, анализировать отрицательный и положительный практический опыт актёрской игры.
  • Проводите репетиции в том помещении, где должен состояться спектакль. Дети в процессе репетиций смогут привыкнуть «психологически» к окружающей их обстановке. Такое частое психологическое явление, как «боязнь сценического пространства», постепенно отступит на второй план и не будет проявляться в течение всего театрального действа.
  • Помните, что от качественно выученного текста роли на память напрямую зависит успех выступления актёра. Если он досконально знает свою роль, уверен в каждом слове, то у него появляется чувство артистической свободы. То есть его внимание сконцентрировано не на панически-хаотичном воспроизведении зазубренного наизусть текста, а на самой актёрской игре и взаимодействии с другими участниками спектакля.
  • Продумайте оптимальные движения и жесты для маленьких актёров. Проще всего будет изобразить для себя схему движений персонажей, их выходы и уходы со сценической площадки после своих монологов и диалогов.
  • Помните, что требовать от маленьких детей каких-либо сложных мизансцен нельзя. Это их первые шаги в области сценического творчества, поэтому для них важны положительные впечатления от соучастия в театральном действе, другими словами – ощущение праздника.
  • Учитывайте этот же подход в процессе постановки массовых сцен или танцевальных номеров. У каждого ребёнка чувство внутреннего ритма может коренным образом отличаться от остальных. Естественно, в таких случаях нужна ваша помощь. Если какой-нибудь ребёнок (или группа детей) не может попасть в темпо-ритм танца и выполнить какие-нибудь общие для всех участников сценического номера движения и жесты, упростите их набор.
  • Результатом репетиционного процесса должно стать целостное сценическое действо (чтобы одна сцена логично сменяла другую, без каких-либо больших пауз и заминок).

6. Составления плана звукового оформления спектакля
  • Качественное звуковое оформление способно улучшить общую атмосферу спектакля. Однако существует несколько вопросов, которые вам предстоит решить.
  • Помещение, где будет проходить спектакль, должно быть оборудовано проигрывателем для создания аудио-эффектов.
  • Подготовьте список из музыкальных композиций, а также аудионоситель с ними для воспроизведения в процессе спектакля.
  • Чтобы осуществить контроль над воспроизведением композиций в течение театрального действа, пригласите на «должность» звукорежиссёра на несколько заключительных репетиций кого-нибудь из коллег, объясните ему профессиональные обязанности.
  • Существует несколько профессиональных звукорежиссерских «находок», которые помогут разнообразить всё происходящее на сценической площадке.
  • Вспомните о различных синтетических жанрах музыкального театра: опера, оперетта, балет, мюзикл. Помимо того музыкального сопровождения, которое публика воспринимает в виде своеобразного звукового фона, создающего внутреннюю атмосферу спектакля, у каждого персонажа существует своя звуковая линия. Эта своеобразная линия называется – лейтмотив. И действительно, если вслушаться в музыку, звучащую в процессе театрального действа в различных жанрах, относящихся к музыкальному театру, перед появлением каждого персонажа за несколько секунд зритель уже инстинктивно понимает, кто сейчас предстанет перед его взором – добрый герой или злой.
  • Сделайте то же самое в звуковом оформлении спектакля. Проявите творческое воображение. К каждому из персонажей подберите из различных музыкальных композиций собственный лейтмотив. Этот ход многократно усилит воздействие и на публику, и на маленьких артистов, поможет им развить фантазию.
Итак, подведем итог:
Постановка спектакля с детьми дошкольного возраста представляет собой сложную структуру и делится на этапы, успешное выполнение которых зависит от качества предварительной подготовки.
Постепенное и добросовестное выполнение каждого из этих этапов приведёт к положительному результату. Желаем удачи!
Made on
Tilda