Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №90 города ТюмениПрезентацию подготовила:Музыкальный руководительЖданко Надежда ПавловнаКогда дети с раннего возраста участвуют в небольших сценических постановках, это положительно влияет на их развитие.Вы готовы выступить в роли режиссёра спектакля в детском саду?Самое главное – грамотно выбрать репертуар.Не стоит «замахиваться» на пьесы со сложной драматургией.В основу постановки может лечь небольшое произведение, любой простой и известный сказочный сюжет.Ещё лучше, если это будет музыкальная сказка. Благодаря музыкальному оформлению спектакль только выиграет. Дети научатся слушать музыку и воспроизводить текст, тренируя навыки мелодекламации в процессе пения.Предлагаю рассмотреть все этапы подготовки театрального действа на примере музыкального спектакля Т.Е. Суворовой «Колобок» по мотивам русской народной сказки.Этапы подготовки театрального действа.- 1. Знакомство с музыкальной драматургией произведения
Познакомьте участников театрального действа с музыкальным и поэтическим текстами произведения. Этот процесс можно ускорить, если прочитать детям поэтический текст как обычную сказку.
- 2. Составление «Событийного ряда» произведения
Событийный ряд – это набор ключевых событий литературного произведения, которые определяют вектор развития драматургии всего спектакля.
Приведём пример составления «Событийного ряда» музыкального спектакля Т.Е. Суворовой «Колобок».
«Хвастун Колобок и танцующая Лиса».- Действующие лица: Ведущая, Дед, Бабка, Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса.
- Исходное событие – решение Деда и Бабки испечь Колобок.
- Событие 1. Создание Колобка.
- Событие 2. Колобок испёкся!
- Событие 3. Колобок убежал в лес.
- Событие 4. Предостережение Деда и Бабки Колобку («В лесу живёт хитрая Лиса!»).
- Событие 5. Встреча Колобка с Зайцем.
- Событие 6. Предостережение Зайца Колобку («В лесу живёт хитрая Лиса!»)
- Событие 7. Встреча Колобка с Волком.
- Событие 8. Игра Колобка с Волком.
- Событие 9. Встреча Колобка с Медведем.
- Событие 10. Предостережение Медведя Колобку («В лесу живёт хитрая Лиса!»).
- Событие 11. Встреча Колобка с Лисой.
- Событие 12. Просьба Лисы к Колобку спеть песенку.
- Событие 13. Хитрость Лисы (она готовится съесть Колобка).
- Событие 14. Появление Деда с Бабкой.
- Событие 15. Спасение Колобка.
3. Создание эскизов костюмов персонажей к спектаклюВыберите художественный стиль, в котором будут решены сценические костюмы участников театрального действа. Нарисуйте эскизы костюмов или найдите подходящие изображения в интернете.Подойдите творчески к решению данной задачи, предложите детям изобразить на бумаге персонажей сказки. Рисунки используйте для организации выставки, посвящённой спектаклю. 4. Составление «Постановочного плана» спектакляВ «Постановочный план» спектакля входит перечень декораций, костюмов, театрального реквизита, характеризующих атмосферу времени и действия вокруг персонажей, а также их внешний облик.От грамотно составленного перечня зависит успех постановки. Чтобы упростить процесс поиска реквизита и необходимых костюмов для спектакля, обратитесь за помощью к инициативной группе родителей. 5. Организация репетиционного процессаРепетиционный процесс представляет собой читку драматического текста роли, постановку танцевальных и песенных номеров.- Определите по 2–3 ребёнка на одну роль. Таким образом, можно будет провести несколько спектаклей с различными актёрскими составами. Начинающие артисты смогут видеть игру своих сверстников, учиться на их ошибках или удачах, анализировать отрицательный и положительный практический опыт актёрской игры.
- Проводите репетиции в том помещении, где должен состояться спектакль. Дети в процессе репетиций смогут привыкнуть «психологически» к окружающей их обстановке. Такое частое психологическое явление, как «боязнь сценического пространства», постепенно отступит на второй план и не будет проявляться в течение всего театрального действа.
- Помните, что от качественно выученного текста роли на память напрямую зависит успех выступления актёра. Если он досконально знает свою роль, уверен в каждом слове, то у него появляется чувство артистической свободы. То есть его внимание сконцентрировано не на панически-хаотичном воспроизведении зазубренного наизусть текста, а на самой актёрской игре и взаимодействии с другими участниками спектакля.
- Продумайте оптимальные движения и жесты для маленьких актёров. Проще всего будет изобразить для себя схему движений персонажей, их выходы и уходы со сценической площадки после своих монологов и диалогов.
- Помните, что требовать от маленьких детей каких-либо сложных мизансцен нельзя. Это их первые шаги в области сценического творчества, поэтому для них важны положительные впечатления от соучастия в театральном действе, другими словами – ощущение праздника.
- Учитывайте этот же подход в процессе постановки массовых сцен или танцевальных номеров. У каждого ребёнка чувство внутреннего ритма может коренным образом отличаться от остальных. Естественно, в таких случаях нужна ваша помощь. Если какой-нибудь ребёнок (или группа детей) не может попасть в темпо-ритм танца и выполнить какие-нибудь общие для всех участников сценического номера движения и жесты, упростите их набор.
- Результатом репетиционного процесса должно стать целостное сценическое действо (чтобы одна сцена логично сменяла другую, без каких-либо больших пауз и заминок).
6. Составления плана звукового оформления спектакля- Качественное звуковое оформление способно улучшить общую атмосферу спектакля. Однако существует несколько вопросов, которые вам предстоит решить.
- Помещение, где будет проходить спектакль, должно быть оборудовано проигрывателем для создания аудио-эффектов.
- Подготовьте список из музыкальных композиций, а также аудионоситель с ними для воспроизведения в процессе спектакля.
- Чтобы осуществить контроль над воспроизведением композиций в течение театрального действа, пригласите на «должность» звукорежиссёра на несколько заключительных репетиций кого-нибудь из коллег, объясните ему профессиональные обязанности.
- Существует несколько профессиональных звукорежиссерских «находок», которые помогут разнообразить всё происходящее на сценической площадке.
- Вспомните о различных синтетических жанрах музыкального театра: опера, оперетта, балет, мюзикл. Помимо того музыкального сопровождения, которое публика воспринимает в виде своеобразного звукового фона, создающего внутреннюю атмосферу спектакля, у каждого персонажа существует своя звуковая линия. Эта своеобразная линия называется – лейтмотив. И действительно, если вслушаться в музыку, звучащую в процессе театрального действа в различных жанрах, относящихся к музыкальному театру, перед появлением каждого персонажа за несколько секунд зритель уже инстинктивно понимает, кто сейчас предстанет перед его взором – добрый герой или злой.
- Сделайте то же самое в звуковом оформлении спектакля. Проявите творческое воображение. К каждому из персонажей подберите из различных музыкальных композиций собственный лейтмотив. Этот ход многократно усилит воздействие и на публику, и на маленьких артистов, поможет им развить фантазию.
Итак, подведем итог:Постановка спектакля с детьми дошкольного возраста представляет собой сложную структуру и делится на этапы, успешное выполнение которых зависит от качества предварительной подготовки.Постепенное и добросовестное выполнение каждого из этих этапов приведёт к положительному результату. Желаем удачи!